30 октября 2023
Эра кризисов

Как изменился характер коммуникационных кризисов и что с этим делать

Фотография на главной обложке Markus Spiske на Unsplash
Современная эпоха определяется многими исследователями как «эра кризисов». Как бы удивительно и противоречиво это ни звучало, но прогресс сделал общество более уязвимым. Внедрение и интенсивное развитие новых технологий, рост производства при истощении природных ресурсов увеличило степень рисков в производственных процессах, а ухудшение экологии и природные изменения усилили разрушительный потенциал природных катастроф. Требования к крупным организациям по обеспечению максимальной прозрачности своей деятельности и развитие социальных сетей сделало практически невозможным утаить от общественности резонансные проблемы и различные аспекты деятельности.
Коммуникационный кризис – мощный триггер запуска процесса улучшения коммуникаций внутри организации и повышения статуса и роли коммуникатора (пресс-секретаря, PR-директора и т.д). Эта аксиома высечена в истории PR острыми лезвиями самых громких и масштабных кризисов. Коммуникационный кризис идет рука об руку с любым риском и кризисом организации – производственным, финансовым, человеческим и др.
В последние годы характер коммуникационных кризисов заметно изменился: раньше острый кризис, даже международного масштаба, был локальным, продолжался максимум несколько дней, затем либо утихал, либо переходил в хроническую стадию. Крупнейшие международные коммуникационные кризисы, в основном связанные с техногенными катастрофами, движениями за права человека и спасением экологии, в подавляющем большинстве не вовлекали все мировое сообщество в их разрешение и утихали через определенное время.

Пандемия COVID-19 изменила все. Она стала первопричиной крупнейшего глобального кризиса, затронувшего экономики всех стран мира, одновременно вызвав коммуникационные кризисы мирового масштаба, с равными по охвату, уровню накала и продолжительности которым мир еще не сталкивался. Об этом я подробно рассказывала в одном из своих материалов.

В Казахстане, что подтверждает нашу аксиому, именно коммуникационный кризис стал причиной создания государственного самостоятельного органа, отвечающего за коммуникации с гражданами страны – министерства информации и коммуникаций. Это вошедшая в анналы истории государственного PR земельная реформа 2016 года, ставшая одним из самых крупных резонансных кейсов независимого Казахстана, приведшим к организации стихийных митингов в нескольких регионах страны.

В марте 2016 года министр национальной экономики публично объявил о планах по реализации нового законопроекта о земельной реформе. Изменения уже были приняты в ноябре 2015 года Парламентом РК. Земельная реформа была нацелена на модернизацию сельскохозяйственного сектора экономики, внедрить лучшие практики на основе передовых международных стандартов, создать условия для привлечения иностранных инвестиций в аграрную сферу страны. Во всем мире правительства сдают в аренду земельные участки.

Однако реакция общественности на предложенные поправки в Земельный кодекс была крайне негативной. В крупных городах собралось от 1000 до 2000 человек. Демонстрации прошли в Актобе и Атырау на западе и в Семее на востоке. Суть протестов – изменение закона, позволяющее иностранцам арендовать сельскохозяйственную землю в Казахстане на 25 лет. В 2003 году, когда был введен Земельный кодекс, впервые легализовавший понятие частной собственности в Казахстане, люди протестовали, и разногласия заставили бывшего заместителя Премьер-Министра РК Имангали Тасмагамбетова принять решение уйти в отставку. В результате громких протестов президент страны поручил создать комиссию по земельной реформе, которая должна была обсудить с гражданами проблемные вопросы, разъяснить нормы Земельного кодекса и выработать конкретные предложения. Также до конца года был наложен мораторий на ряд норм Земельного кодекса, касающихся как раз аренды земли иностранцами.

В условиях острейшего коммуникационного кризиса правительства с общественностью создается министерство информаций и коммуникаций, в задачи которого вошла выработка государственной информационной политики и выстраивание максимально действенной модели кризисных коммуникаций, фокус на «преодолении информационных вызовов». То есть толчком для создания нового ведомства, отвечающего за коммуникации, стал сильнейший коммуникационный кризис.

Убедить руководство в необходимости принятия мер реагирования - самый сложный момент в работе пиарщиков с коммуникационными кризисами. Что взмах крыла бабочки (в нашем случае – заявление о вине сварщика в остановке работы ПНХЗ, неосторожное политическое высказывание должностного лица, Казахстан – белое пятно на глобальной карте заражения COVID-19 и т.д.) может вызвать бурю последствий. Очень сложно представить их масштаб, но хороший пиарщик может спрогнозировать и должен убедить руководство принять меры.

А еще лучший пиарщик может организовать процессы так, чтобы максимально снизить появление коммуникационных кризисов. Это самый дорогой и самый ценный навык в копилке профессиональных знаний пиарщика. За этой работой необязательно стоит огромный штат SMM-щиков, дизайнеров, копирайтеров и т.д. Это означает, что важные управленческие решения в организации принимаются с учетом возможных коммуникационных последствий и принятием необходимых мер для их предотвращения и нивелирования. Кто узнал себя в этом? Поздравляю, вы достигли цели своей стратегии антикризисных коммуникаций.
Алия Рахимова
эксперт по стратегическим коммуникациям, магистр социальных наук в области PR