Тренды 2020 года в коммуникациях
по версии
PBN H+K Strategies в Казахстане
Команда PBN H+K Strategies в Казахстане ежегодно пишет о топовых трендах индустрии, наблюдая за тем, как меняется рынок коммуникаций. Это помогает не только использовать уникальную отраслевую аналитику агентства в работе с клиентами, но и вовремя внедрять новые методы и инструменты в локальную практику.
В наступившем году эксперты рекомендуют обратить внимание на следующие тренды:

  • Поймай меня, если успеешь: чтобы заинтересовать и поймать потребителя в 2020 году, вам нужно генерировать настолько вовлекающий контент, чтобы он мог привлечь внимание, создать эмоциональную связь и донести ключевое сообщение за считанные секунды.
  • Видеть и слушать: абсолютное доминирование видео и аудио контента требует от вас качественного продакшна и готовности оптимизировать информацию под популярные форматы.
  • Мобильность без границ: ваши потребители ждут, что вы будете общаться с ними на тех платформах и по тем каналам, которые удобны им. А еще лучше, если этих платформ и каналов будет несколько.
  • Прозрачность и скорость: цифровая эпоха оставляет все меньше пространства для игр в прятки, поэтому будьте готовы к открытому и честному диалогу со своими аудиториями.
  • Устойчивое развитие: на повестке дня чистый воздух, ментальное здоровье, переработка мусора и отказ от пластика, осознанное потребление, равенство и инклюзивность. Программы корпоративной социальной ответственности, попадающие в эту повестку, практически обречены на успех (при должном исполнении, конечно).
ТРЕНДЫ 2019 ГОДА, КОТОРЫЕ БУДУТ ВЛИЯТЬ НА РЫНОК И В НОВОМ ГОДУ

Привет, TikTok!

Социальная сеть, которая ворвалась в digital-пространство, молниеносно собрала огромную аудиторию, достигнув рекордного количества скачиваний в 2019 году (более 1,5 млрд.), обогнав по данному показателю всемогущие Instagram и Facebook и уступив лишь WhatsApp и Messenger (от Facebook). TikTok потребовался всего лишь год для достижения пиковой популярности (к сравнению, Instagram шел к успеху 9 лет) и сегодня TikTok успешно работает в более чем 150 странах мира. Магия данного приложения очень проста – основной контент составляют короткие развлекательные видеоролики на 15 или 60 секунд под музыку, а тренд на видео продолжает расти, как мы и писали в прошлой подборке трендов на год. Ключевая аудитория TikTok - школьники и студенты, которые на данный момент являются самыми активными юзерами интернета. Предполагаем, что приложение продолжит привлекать как новых пользователей, так и бренды, чье внимание постепенно может сместиться от Instagram в сторону более доступного по ценам на рекламные кампании и хайпового инструмента.


Конец эпохи пресс-конференций

Выбирая формат мероприятия для обращения к аудитории и представления официальных данных, в минувшем году компании окончательно перестали прибегать к формату классических пресс-конференций. Сегодня все сложнее заинтересовать людей стандартной подачей информации, и бренды стали это понимать, отходя в сторону менее официальных и комфортных пресс-бранчей, а строгий стиль пресс-конференций остался предпочтительным только у госсектора. Ожидаем, что данный тренд продолжит свое развитие и в текущем году.


Новая эра сториз

Основная лента Instagram перестала быть главным источником важной информации. В 2019 году люди стали создавать больше контента в формате 24-часовых историй и реже размещать посты в ленту. Эффективность коммуникации и рекламы, как показывают исследования рынка, стала выше в разы, фото или короткие видео, актуальные всего сутки, привлекают больше внимания пользователей, нежели публикации в основной ленте, которые из-за новых алгоритмов социальной сети стали появляться не в хронологическом порядке, что однозначно усложняет присутствие бренда в Instagram и снижает уровень его visibility. Также платформа дала новый ресурс для повышения интереса к сториз: появились опции по созданию авторских масок, которые пользуются огромной популярностью у пользователей. После такого хода большинство юзеров забыли о существовании Snapchat.

СМИ в социальных сетях

В прошлом году казахстанские медиа с еще большим вниманием стали относиться к своим страницам в социальных сетях, ведь для огромной части аудитории это самый удобный канал потребления информации. Мы увидели, как эффективно информация подается в формате сториз и как важно стало визуальное оформление публикаций, мы увидели прямые трансляции с мест самых ярких событий в стране на Facebook и в Instagram, лонгриды, расследования и аналитику в Telegram, классную инфографику, адаптированную под форматы разных платформ. Актуальность этого тренда будет только расти, и мы предвидим рост присутствия медиа в социальных сетях.

Новая индустрия

Очевидный тренд прошлого года – это появление медиа агентств, которые заняли новую нишу на рынке коммуникаций – influencer-management. Что это значит? На наш взгляд, это предвещает появление целой инфлюенсер-индустрии на рынке. Теперь блогеры объединяются в компании, которые строят новый бизнес в коммуникациях. Мы пока наблюдаем за тем, как этот тренд будет развиваться. С одной стороны, очевидна польза: инфлюенсеры не тратят время на административную часть работы, заказчики остаются в выигрыше, заключая контракты с компаниями, которые ведут всю деятельность по работе с блогером и берут на себя возможные риски. С другой стороны, есть опасения по поводу снижения узнаваемости и, как следствие, влияния персонального бренда. Думаем, что в этом году мы увидим новую волну создания таких агентств.

Послушай меня…

Если нужно назвать самый быстро набирающий популярность формат контента в 2019 году, то это однозначно будут подкасты. Может быть, у наших соседей и далеко за пределами Казахстана он уже давно пользуется успехом среди прогрессивной общественности, но в нашей стране пик популярности аудиоконтента пришелся на прошлый год. Люди, готовые делать хороший контент и делиться экспертизой, оценили возможную популярность нового тренда и не прогадали: казахстанцы активно обсуждали подкасты разных авторов из разных стран и по достоинству оценили удобства этого формата. К тому же, в прошлом году на свет появилось несколько локальных подкастов, которые удивляли и радовали аудиторию не меньше, чем уже известные миру авторы.

Единство в social media

2019 год продемонстрировал, насколько сильно казахстанское общество оценило возможности социальных сетей не только для обсуждения, но и решения актуальных вопросов. Ушедший год сплотил казахстанцев вокруг проблем совершенного разного масштаба: через социальные сети координировали сборы помощи на восстановление Арыси, организовывали поддержку малообеспеченным семьям, помогали жертвам бытового насилия и даже влияли на устранение существующих пробелов в законодательстве. Пожалуй, самое милое проявление единства аудитории в 2019 году – это отклик на пост девочки-подростка с небольшой аудиторией в Instagram, в котором она обратилась с просьбой поддержать ее публикацию на странице лайками. Идея заключалась в том, чтобы забрать щенка из контактного зоопарка, однако для этого надо было получить разрешение от мамы, которая дала установку набрать 200 000 отметок «нравится» под публикацией. Пост мгновенно разлетелся по страницам казахстанских пользователей и инфлюенсеров и помог осуществить мечту девочки и совершить доброе дело. Social media активизм в действии!
Команда PBN Hill+Knowlton Strategies, Казахстан