Агентство или компания:
куда податься пиарщику

Существует два вида пиарщиков: сотрудники PR-агентств и те, кто работает в штате компаний. Обоим часто приходится исполнять не профильные функции: накануне мероприятия они могут носиться с молотком, утюгом и двусторонним скотчем, тестировать оборудование, инструктировать официантов и переводчиков. Особенно это разнообразие свойственно пиарщикам из агентств. Зато штатные специалисты глубоко погружены в «свою» тему, становясь экспертами в конкретной сфере. Рассмотрим поближе оба варианта.
На стороне клиента

Быть на стороне клиента — значит, знать многое о малом. Специалист по корпоративным коммуникациям владеет информацией об отрасли, в которой работает его компания. Он знает профильную терминологию, статистику и динамику, структуру рынка, профильные СМИ, журналистов и прочие детали. Штатному сотруднику проще получить комментарий от руководства или экспертов внутри компании. С другой стороны, специфика бизнеса может ограничивать его в использовании определенных PR-инструментов, что мешает нарабатывать новые профессиональные навыки.

В казахстанской практике не все крупные компании имеют самостоятельную пресс-службу или PR-отдел. Зачастую эти функции выполняет подразделение маркетинга. Работая в маркетинговом отделе, пиарщик не только решает свои задачи, но и участвует в «общих» активностях. Например, занимается разработкой полиграфии и сувенирки, размещением рекламы и т.п. Это дает возможность получить дополнительные навыки. Но если непрофильных задач слишком много, есть риск потерять основную квалификацию. Поработав в таких смешанных отделах, я знаю, что 4+4 — это не 8, а цветность печатной продукции. Это и другие подобные знания часто помогали при организации PR-мероприятий.

На стороне агентства

Работу пиарщика в агентстве можно оценивать как «год за три». Проекты, клиенты и направления совершенно разные — зато можно задействовать весь пиар-инструментарий, оценить его эффективность для разных сфер и попробовать нестандартные методы. Бывали дни, когда наша команда почти параллельно отрабатывала тематики сератипового пейзажа, уникального страхового продукта, балета, функций нового смартфона и горячей лапши. Отличный фитнес для мозга и в итоге большой набор личных профессиональных компетенций. Но глубоко узнать нюансы бизнеса можно, только если сопровождать клиента долгое время.

Для агентского пиарщика важна стрессоустойчивость. Мало того, что клиент всегда прав, так их у одного менеджера может быть несколько, и прав будет каждый, требуя что-то здесь и сейчас. Опытный пиарщик в агентстве должен отрабатывать проекты так, чтобы клиенты не подозревали о существовании друг друга. Этот урок, ставший для меня профессиональным принципом, мне преподали в первый год работы аккаунт-менеджером в одном из агентств. Я попросила клиента немного подождать, пока управлюсь с запросом другого клиента. Он согласился с условием, что больше я никогда не поставлю его «в очередь» — по крайней мере, чтобы он об этом не знал. Планировать и выполнять несколько срочных задач одновременно, находить подход и ладить с людьми даже в конфликтных ситуациях — все это нелегко, но необходимо, ведь агентство существует для клиентов и за счет клиентов.

Агентская работа — хорошая основа для постоянного нетворкинга: больше компаний, больше новых знакомых, больше связей, больше возможностей. Все это дает ресурсы, чтобы успешно решать бизнес-задачи.


Внутри или снаружи

Агентские и штатные пиарщики отличаются не только с профессиональной стороны. Например, в агентствах часто предлагают гибкий график работы, который дает ощущение свободы, но легко превращается в ненормированный рабочий день. Свобода может выражаться и в удаленной работе с прицелом на результат, из-за чего менеджеры не знают покоя даже в отпуске или на больничном. Коллектив агентства чувствует себя семьей, где «один за всех, и все за одного», но из-за нехватки рук каждый первый — человек-оркестр.

Штатные пиарщики объясняют свой выбор тем, что им интересна их сфера и хочется получше ее изучить. Также у них более расслабленный график работы, высокая зарплата и неплохая перспектива карьерного роста.

По какую сторону не находились бы пиарщики, важно понимать, что у них одна цель — эффективные PR-коммуникации. Для этого обеим сторонам надо объединить усилия и использовать плюсы своего положения на пути к достижению этой цели.

Сая Асанова
PR-директор агентства корпоративных коммуникаций «Event Avenue»