13 сентября 2022
Проблемы и перспективы внутренних коммуникаций в Казахстане —
результаты свежего исследования

В августе в Алматы прошел «Внутриком Meetup», организованный экспертами в области внутренних коммуникаций при информационной поддержке онлайн журнала PR Drive и Ассоциации HR менеджеров. В программе встречи были представлены казахстанские кейсы по трендам во внутренних коммуникациях, а также презентованы результаты исследования по внутренним коммуникациям среди компаний, работающих в Казахстане.
Исследование проводилось образовательной площадкой «Внутриком School», основателем которой является Марат Нургалиев. На сегодняшний день это наиболее актуальное по срокам исследование, в рамках которого авторы использовали несколько инструментов: опрос среди 28 компаний, интервью со специалистами из сферы коммуникаций, а также комментарии от выпускников «Внутриком School». Полученные данные по технологии исследования были обобщены и деперсонализированы.

Марат Нургалиев
менеджер по внутренним коммуникациям AlemAgro
«Я БЫ ВО ВНУТРИКОМ ПОШЕЛ. ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ»

В большинстве случаев в организационных структурах компании функции внутренних коммуникаций находятся в HR подразделениях (74%). Следом идут подразделения PR (11%) и маркетинговые коммуникации (7%). При этом нет ни одного примера, когда функция внутренних коммуникаций подчиняется напрямую первому руководителю компании.
В большинстве случаев команды, отвечающие за внутренние коммуникации, состоят из 1-2 сотрудников (74%). Есть компании, в которых трудятся 5 сотрудников и более (16%).
«Исходя из опыта и наблюдений мы понимаем, что для внутренних коммуникаций наиболее комфортно находиться в HR подразделениях. В месте, где создается уникальное предложение работодателя для сотрудников. И внутренние коммуникации это транслируют. При этом важны командные процессы с функциями PR (для работы с внешней аудиторией), с маркетинговыми коммуникациями (для работы в направлении МарHR) и, конечно, взаимодействие с первыми лицами компании».

Айгуль Ямалтдинова
специалист по внутренним коммуникациям
Apple City Corps
Как оплачивается работа специалистов по внутренним коммуникациям? 66% зарабатывают 250 000–500 000 тенге, 12% имеют вознаграждение 500 000–750 000 тенге, а 5% – 750 000 тенге и выше. При этом многое зависит от квалификации и опыта специалистов, а также от масштабов компании, задач и объёмов работы. Во многом при отлаженных процессах внутренние коммуникаторы могут работать в гибридном формате онлайн-оффлайн. На момент проведения исследования 58% опрошенных работали офлайн – из офисов.

Сфера деятельности не так насыщена образовательными программами, возможно, именно поэтому 37% респондентов отметают отсутствие профессионального обучения. В основном все на месте и в процессе работы.
«В казахстанских компаниях направление внутренних коммуникаций стало появляться стремительно после периода пандемии. Те компании, в которых ранее не было таких функций, ускоренно стали искать экспертизу в этом направлении. Появился спрос на специалистов по внутренним коммуникациям, но, к сожалению, на рынке мало готовых узко-специазированных экспертов. Эти позиции закрываются экспертами из PR, журналистики, маркетинга, организации мероприятий. И уже в процессе работы на реальных кейсах наращивается экспертиза. И радует тот факт, что сейчас внутренние коммуникаторы сами объединяются, сами создают площадки для обмена опытом, обсуждения своих удачных и менее удачных кейсов».

Айгуль Ямалтдинова
специалист по внутренним коммуникациям
Apple City Corps
НА ЧЕМ РАБОТАТЬ РАЗРЕШИТЕ?

Следуя запросам сегодняшнего дня, внутренние коммуникаторы одновременно работают с несколькими каналами коммуникаций. ТОП-3 канала коммуникаций это массовые рассылки по электронной почте – 89%, встречи с руководством - 58%, интранет и корпоративные социальные сети – по 42%.

При этом на вопрос «Какой канал является основным источником информации для сотрудников» ответы были даны несколько другие. Здесь ТОП-3 выглядит так: массовые рассылки по e-mail - 26%, мессенджеры - 26%, корпоративные социальные сети - 21%.

Одним из трендов и эффективных каналов коммуникаций является интранет. Казахстанские внутренние коммуникаторы в большинстве случаев работают с платформой Bitrix (28%). На этом же уровне используются порталы собственной разработки (27%). Сервисы Sharepoint (19%) и Yammer, являющийся продуктом Microsoft (12%), также являются популярными.

Наши эксперты отмечают, что самые большие трудности в вопросе интранета связаны с отсутствием мобильной версии (31%), с тем, что нет интерактивности (32%), а также с проблемами по контенту: актуальность, полезность информации (26%).
«В казахстанских компаниях направление внутренних коммуникаций стало появляться стремительно после периода пандемии. Те компании, в которых ранее не было таких функций, ускоренно стали искать экспертизу в этом направлении. Появился спрос на специалистов по внутренним коммуникациям, но, к сожалению, на рынке мало готовых узко-специазированных экспертов. Эти позиции закрываются экспертами из PR, журналистики, маркетинга, организации мероприятий. И уже в процессе работы на реальных кейсах наращивается экспертиза. И радует тот факт, что сейчас внутренние коммуникаторы сами объединяются, сами создают площадки для обмена опытом, обсуждения своих удачных и менее удачных кейсов».

Марат Нургалиев
менеджер по внутренним коммуникациям AlemAgro
ОЦЕНИТЕ МЕНЯ НЕ ЗНАЮ КАК

В силу новизны направления оценка эффективности внутренних коммуникаций пока не выстроена объективно или в целом отсутствует.

К сожалению, 74% внутренних коммуникаторов работают без KPI. У 40% нет документов, регламентирующих деятельность функции – стратегии, инструкций, политик и пр. Зачастую поэтому сотрудники по внутренним коммуникациям трудятся в формате 24/7 и быстро выгорают. Бывают случаи работы не свойственными функции задач.
«Одна из рекомендаций, как можно обсудить KPI функции с руководителями направлений или топ-менеджерами компании. Внедрить в компании документы по внутренним коммуникациям, которые описывали бы функционал и зоны ответственности. Формулировки KPI и всех оценочных показателей - это еще одна тема для обсуждения и более глубокого исследования. Однако отмечу, количественные показатели не всегда фактор эффективной работы внутреннего коммуникатора».

Марат Нургалиев
менеджер по внутренним коммуникациям AlemAgro
В большинстве случаев самые распространенные трудности, с которыми встречаются внутренние коммуникаторы – это дефицит бюджета (37%), нехватка людей в команде и повышенная нагрузка (37%), а также непонимание функционала со стороны руководителей «соседних департаментов» (32%). В 2023 году «Внутриком School» планирует провести новый замер, чтобы сравнить тенденцию развития. Направление внутренних коммуникаций в Казахстане развивается стремительными темпами. Спрос на экспертов растет, при этом повышается и экспертиза специалистов, которые погружены в это направление. Перспективы у отрасли хорошие! .