Книжная полка пиарщика
PR – область, где лишних знаний не бывает. Пригодятся книги и статьи не только по пиар и маркетингу, но и публицистика, книги по менеджменту и даже классическая литература. Вдохновение приходит из неожиданных книг, поэтому каждый месяц Камила Калиева будет готовить для вас подборку полезной литературы пиарщика.
1. «Новые правила маркетинга и PR», Дэвид Мирман Скотт

«Альбина Паблишер», 2013

В наше время основным источником информации стал интернет, поэтому возникает масса вопросов, как компании правильно строить коммуникации, как продвигать собственный бизнес, ведь цены на рекламные услуги постоянно растут. Ответы на многие из этих вопросов могут быть найдены в этой книге.

В ней очень доступно дается описание по применению различных блогов, соцсетей и технологий вирусного маркетинга для привлечения потребителей и увеличение продаж.

Эти рекомендации пригодятся мастерам новых технологий продвижения, интернет-бизнесменам и руководителям малого и среднего бизнеса. Особенно интересным в книге, на мой взгляд, является сопоставление интернета с городом, где сайты - это витрины супермаркетов, сайты традиционных медиа - городские газеты, а соцсети - бары или клубы по интересам. Благодаря такому сравнению легче понять, что социальные медиа - это место, куда люди приходят развлечься и отдохнуть. В этом ключе и стоит использовать инструменты социальных медиа.
2. «PR высокого полета», Инна Алексеева и Татьяна Гуляева

«Манн, Иванов и Фербер», издано при поддержке «Медиалогия», 2008

Руководство к действию с готовыми шаблонами и кейсами о том, как сделать звезду из топ-менеджера! Здесь разъясняются роли пиарщика, HR и маркетолога, ведь на деле вышеупомянутые позиции зачастую бывают размыты, вследствие чего возникают недопонимания и негласная «вражда».

Отлично проработан раздел о СМИ: если пиарщики стремятся проконтролировать публикацию начиная от цитат и заканчивая фото, то Алексеева и Гуляева доказывают, почему этого делать не нужно, и что при этом творится в голове у журналиста. Раскрываются секреты подготовки руководителя к взаимодействию с аудиториями, вхождения в профессиональное сообщество, антикризисного пиара и коммуникаций внутри компании.

В книге раскрыты такие фишки как привлечение внимания СМИ, незаурядная подача скучного пресс-события и даже как повлиять на мнение журналиста о руководстве компании. Интересным для меня стал раздел Investor Relations (отношения с инвесторами) в рамках компетенций пиарщика: что нужно знать о стандартах раскрытия финансовой отчетности, стратегии и планов компании. В конце каждой главы выделены главные пункты, что помогает выявить «сухой остаток», а между главами можно найти остроумные притчи и шутки!
3. Дуглас Ван Прает «Бессознательный брендинг»

«Азбука Бизнеса», 2014

Принимаем ли мы решение о покупке той или иной вещи сами? Мы привыкли считать себя самостоятельным и рациональным потребителем. Но в действительности маркетологи используют хитроумные техники нейромаркетинга, чтобы повлиять на наш выбор. Чтобы не изучать каждое явление в психологии, книга Дугласа Ван Праета «Бессознательный брендинг» предлагает уже готовые решения. Ниже - выборка самых важных, на мой взгляд, тезисов.

Разрываем шаблон

Человек видит до 3 тысяч маркетинговых сообщений ежедневно. Чтобы выделиться и запомниться потенциальному потребителю, нужно выйти за рамки обыденности. Для примера возьмем рекламу Volkswagen с ребенком, примерившим на себя образ антагониста «Звездных войн». Разорвав шаблон образа Дарта Вейдера (воплощение зла) ребенком (символ невинности), ролик заполучил вовлеченность зрителей на протяжении всей рекламы. Ролик получил высший балл по нейромаркетингу в ежегодной оценке рекламных роликов, где измеряли электрическую активность мозга при просмотре этой рекламы.

Создаем комфорт

Чувствуя себя в безопасности и комфорте, человеческое сознательное дает слабинку и начинает принимать бессознательные решения. То есть совершать ненужные покупки. К примеру, уровень доверия к сарафанному маркетингу упал с 45 до 25%! Вкладываться нужно в сервис: когда доброжелательный продавец предложил вам присесть на удобный диван, угостил чаем, бдительность потребителя теряется, повышается уровень окситоцина (гормон, ответственный за спокойствие), и решение о покупке принимается без особых обдумываний.

Направляем воображение

Воображение – это место двояко направленной коммуникации между тем, что мы осознаем и тем, что скрывается под поверхностью. Осознанные мысли направляются в подсознание (вместилище мотиваций), передавая слова, чувства, мысли или образы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Мысли и идеи проникают в подсознание. Подсознание выдает информацию в виде слов, интуиции, предчувствий, новых идей, планов. Поэтому, когда мы начинаем по-новому одеваться, демонстрируя это друзьям, обязательно находится человек, повторяющий вас. Решения создает не ваше воображение, а окружающие вещи.

Изменяем чувства

Если бренд вызывает сильные эмоции, даёт способность выделиться в своей социальной группе и присоединиться к сообществу избранных, компания заработает настоящих поклонников и адвокатов бренда. Логика не победит сильные чувства, так как эмоционально возбужденный мозг найдёт оправдание для своей веры. Поэтому юзеры прощают Apple высокую стоимость, поздние обновления и негибкие условия пользования.
специалист по пиар и коммуникациям.