21 августа 2017
Больше открытости и доступности
Как строить взаимоотношения пресс-службы с региональными масс-медиа?
Работа пресс-служб с масс-медиа в регионах не отличается кардинально от той, что строится на центральном уровне. Но есть некоторые особенности, которые необходимо учесть коллегам, если им вдруг предстоит принять предложение о работе в одной из областей страны. Что же нужно знать, начиная работатьс журналистами региональных СМИ?

Региональные журналисты желают знать вас

Стоит признать, наши резюме и «регалии» мало чего скажут журналисту из городской или районной газеты. Как вы с ними начнете работу, так и будут развиваться дальнейшие события. Большинство журналистов в регионах имеют опыт работы от 15 и более лет, текучка в региональных редакциях минимальная, значит, обычно они работают в редакциях бессменно, с начала своей карьеры, и пресс-секретарей на своем веку они повидали всяких и разных.Если в Астане и Алматы пресс-секретари и пиарщики знакомы журналистам как минимум по социальным сетям, то в регионах ваши имена вряд ли кому известны.

Я переехала в Караганды в январе 2015-го, когда мне предложили стать пресс-секретарем региональной Палаты предпринимателей. Несмотря на то, что я из Караганды и училась здесь, последние 10 лет жила в других городах, и поэтому для основной массы коллег не былазнакома. Тем более, до меня в ПП был другой пресс-секретарь, которого все хорошо знали и тесно взаимодействовали, то есть имелось некое настороженное отношение ко мне как к постороннему человеку.

Поэтому:

· Первым делом я написала приветственное письмо, где кратко рассказала о себе, откуда я пришла, как я намерена развивать наши отношения, по каким вопросам журналисты могут обращаться в пресс-службу ПП, и разослала по базе, которая состояла из электронных адресов всех редакций области.

· Указала свои прямые личные контактные данные, по которым коллеги могут задавать вопросы хоть в 4 утра.

· Сообщила, что официальные запросы теперь не требуются, то есть редакционное письмо на бланке теперь на усмотрение журналиста.

Приветственное письмо не должно акцентироваться на том обстоятельстве, что вы прибыли из столичных просторов, работали в крупных компаниях и министерствах и имеете огромный опыт, который непременно будете внедрять на новом месте. Максимальная дружелюбность, открытость и готовность сотрудничать – ключевое настроение послания.

Региональные журналисты многофункциональны

В республиканских СМИ журналисты обычно специализируются по определенной тематике. В регионах – не всегда. Возможно, в крупной областной газете есть заведующие отделами политической и экономической информации, но в городских и районных изданиях такое «разделение труда» вряд ли практикуется. Сегодня журналист пишет о судьбе малоимущей семьи, завтра – о банковских инновациях и в том же номере – о коррупционном преступлении.

Поэтому:

· Имеет смысл в кратчайшие сроки наладить контакты с конкретными журналистами редакций, создать пул журналистов, которые будут писать именно по вашей теме. Это не будет подобием некой дискриминации – контакт с любым журналистом важен, но это удобно в том плане, что именно конкретный журналист станет в скором времени знать все о вашей отрасли и даже снабжать эксклюзивной информацией вас самих.

А как выбрать журналиста для сотрудничества? Просто промониторьте несколько номеров местных газет и выпусков новостей ТВ. И посмотрите, какой журналист освещает вашу тематику чаще и лучше.

Региональный журналист не гонится за статусом спикера

У пресс-секретаря любой организации всегда и везде стоит острый вопрос с обеспечением спикера. В центральных органах и головных компаниях журналисты обычно требуют руководителя подразделения – так лучше для титров. Работая в регионе, я поняла, что здесь с выбором спикера несколько проще – это может быть любой компетентный специалист вне зависимости от статусности должности. Главное – получить доступную, интересную и подробную информацию от представителя организации. Таким образом, мне удалось за все это время «засветить» в СМИ практически две трети экспертов региональной палаты. Это несет немало плюсов: организация утвердила свои позиции как эксперта, нет привязки к основной (руководящей) персоне – все эксперты являются ключевыми источниками информации, любой экспертный комментарий можно получить в любое время и на двух языках. Кроме того, на мероприятиях, в которых организатором является другой орган, журналист знает, что этот эксперт – из вашей организации, и он без проблем может дать интервью по нужной теме.

Региональные журналисты хотят ясности

Вообще, правило «пиши релизы так, чтобы их поняла моя бабушка» действует для любых пресс-служб – министерских, частного бизнеса, госкорпораций. Но в регионе это крайне актуально.

Поэтому:

· Избегайте сухих релизов «ни о чем» - они попросту не будут опубликованы.

· Никогда не пичкайте сообщения компании непонятными выражениями, профтерминами, аббревиатурами.

· Всегда пишите бэкграунд описываемых событий. Внедряете новые технологии на производстве – поясните, чем это обусловлено, расскажите, что предшествовало внедрению новшества – знатный фейл, ущерб, появились лишние деньги, так потребовало правительство, вы уже обещали это в прошлом, и т.п.

· Старайтесь «придать облик» релизу и вставлять цитату кого-нибудь из представителей компании, который может пояснить тему «человеческим» языком. Если для цитаты подходят слова третьей стороны (тот, кому вы оказали поддержку или партнер по проекту), то ставьте слова третьей стороны. Но герой релиза должен быть.

· Минимум статистики. Цифры должны не просто фигурировать, а говорить о пользе, влиянии, результатах деятельности вашей организации.

Региональные журналисты должны постоянно помнить, что вы есть и к вам можно обратиться за помощью – нужной и срочной информацией

Делайте тему не только понятной, но и необходимой для коллег из СМИ. Также стоит помнить, что в регионах газеты выходят раз в неделю, областные – 2-3 раза. Если поступил запрос не накануне выхода номера, это не есть повод откладывать ответ. Бывает, что ответ вы не можете дать в данный момент или вообще, тогда необходимо пояснить журналисту, обосновав причину (вопрос редакции не по адресу и лучше обратиться туда-то, нет решения или позиции, не располагаете данными, и т.д.). Не в ваших интересах умалчивать или ограничиваться ответом «без комментариев» - такое запоминается надолго. Особенно это актуально для тех организаций, у которых не предусмотрен бюджет на PR и рекламу.

У регионального журналистабольше шансов сделать эксклюзив, о котором будет говорить страна

Никогда не недооценивайте возможности региональных СМИ. Делитесь эксклюзивом с местными журналистами, не делайте упор только на республиканские издания. Журналист на месте имеет преимущество перед коллегами из центральных СМИ – он всегда знает чуточку больше, чем тот, кто пишет в Астане или Алматы.

Многие помнят историю с актауским заводом по выпуску отечественных планшетов. А на самом деле ситуация завода могла бы еще долго оставаться за кадром, если бы не региональный журналист, который задал на дне открытых дверей областного финпола вопрос о судьбе делабывшего заместителя акима. В результате, рядовое мероприятие стало событием, на котором вскрылась проблема государственного масштаба. До этого момента судьба завода, который помпезно открывали в 2011 году, оставалась без внимания. И имелось множество возможностей не допустить того информационного взрыва, который привел к кризису доверия (к государственным инициативам).

Специалист в области PR
Photo credit: Andrew Neel on Unsplash