10 ноября 2020
Казахстанские телеканалы в период пандемии: информирование, успокоение, разоблачение?
О том, что телевидение в Казахстане, и не только, теряет свою аудиторию, говорят не первый год. Еще в 2018 году на Медиакурултае "Масс-медиа в цифровую эпоху: замеряй и властвуй" специалисты в сфере коммуникаций обсуждали и приводили доказательства - за последние 8 лет телевидение в целом потеряло больше половины своей аудитории.

По данным телесмотрения казахстанских телеканалов за 2017 год, представленных на Медиакурултае Татьяной Старцевой, генеральным директором TNS Central Asia (организации, являющейся ведущим и единственным измерителем ТВ в стране), в 2013-17 годы казахстанцы стали на 43% реже смотреть телевизор и ещё на 12% телесмотрение упало в 2018-м по отношению к предыдущему году. (Источник: Информбюро «Рейтинги казахстанских телеканалов падают. Почему это происходит?» , 22 ноября 2018).
Пандемия и последовавшие за ней в Казахстане режим чрезвычайного положения, жесткие карантинные и ограничительные меры в считанные недели обратили вспять многолетнюю статистику медленного, но верного падения интереса зрителя к телевидению. Уже в марте-апреле этого года наблюдался стремительный рост просмотров и охвата аудитории телеканалами. По данным исследования COVID-19 Barometer в Казахстане, проведенном Kantar TNS в период 27-31 марта и 10-13 апреля 2020 года, презентованных Татьяной Старцевой 5 мая в прямом эфире «Нового репортера» в Facebook, национальные каналы средств массовой информации (новости ТВ и газеты) были признаны самыми достоверными источниками получения информации о коронавирусе (52,3%). При этом значительно выросла активность использования всех онлайн-ресурсов и ТВ (онлайн и офлайн), мессенджеров и социальных сетей. Во время карантина суммарный рейтинг казахстанских каналов вырос на 27%, среднесуточный охват – на 8,2%.
В графиках, предоставленных Kantar TNS, использованы 3 показателя аудитории:

AVERAGE Daily REACH (AvRch) – количество людей в % от населения или в тысячах человек, которые смотрели казахстанское телевидение как минимум 1 минуту в день.
AVERAGE TIME VIEWING (AvMins) – среднее количество минут просмотра казахстанского телевидения за сутки среди всего населения.
RTG [rating] (000) – cредняя аудитория программы в тысячах человек с учетом вклада в просмотр.

Технология измерения:
PPM (portable people meters) – индивидуальный прибор, который раздается всем участникам исследования (около 2800 человек) для ношения в течение всего дня, фиксирующий уникальные коды телеканалов и радиостанций, которые слышат участники.

(Данные предоставлены Kantar TNS)

О том, какой контент потреблял на карантине казахстанский зритель, как меняли свою работу телеканалы в условиях жестких ограничительных мер и к чему готовятся сейчас, рассказывают руководители крупных телеканалов Казахстана.
IЛяззат Танысбай, Председатель Правления РТРК «Қазақстан»
Ключевая аудитория телеканала «Qazaqstan», если брать за основу данные Kantar TNS, это работающие люди от 18 до 44 лет. Много среди наших телезрителей и студентов, от 17 до 22 лет. По гендерному разделению на телеканале «Qazaqstan» как таковой разницы нет, женская аудитория лишь немного преобладает над мужской (51,7%). С I по III кварталы 2020 года наблюдался спад в мужской аудитории на 3,3%. К III кварталу мы увидели рост числа зрителей в возрастной категории «55+ лет» (на 1,7%). При этом мы прекрасно осознаем, что есть большое количество нашей телевизионной аудитории, проживающей в сельской местности, не охваченной медиа замерами системы Gallup.

Мы очень тщательно отслеживаем показатели медиапотребления в стране. Рост аудитории в период режима ЧП и карантинов действительно был. К сожалению, своих метрик для замера роста аудитории у канала нет, мы, как и весь наш рынок, ориентируемся на данные исследовательской компании «TNS CentralAsia», а также на показатели интернет-площадок. Если говорить о первых замерах, то они очень ярко демонстрируют тенденцию: идет рост рейтингов канала «Qazaqstan». Интересно, что прирост в основном дают информационные программы: новости, аналитические итоговые передачи. Растет и среднее время просмотра информационных программ. По вторым показателям, который дает интернет, сейчас аудитория телерадиокорпорации в социальных сетях по всем медиаресурсам достигает 6,5 млн человек. По этому показателю корпорация занимает первое место среди СМИ Казахстана. Аналитики АО «РТРК «Қазақстан» подсчитали, что во время режима ЧП количество пользователей официального сайта канала «Qazaqstan» увеличилось на 80%. Количество пользователей сайта «Balapan» увеличилось до 335 тысяч, рост сразу на 952% а количество подписчиков этого канала на YouTube превысило 1 миллион (после перехода школьников с 6 апреля 2020 года на дистанционную форму обучения по телеканалу «Balapan» транслировались школьные уроки, прим. ред.). В период карантинных ограничений (с 16 марта по 22 июня) наблюдался рекордный рост аудитории официальных аккаунтов корпорации в социальных сетях. Прирост в сетях Facebook и Instagram составил 30%, а у Telegram - 65% роста. Youtube дал нам 11-процентный рост.

Позиция всех каналов АО «РТРК «Қазақстан» в подаче информации неизменна всегда: взвешенность и объективность в подаче информации. Подобная стратегия оставалась и во время режима ЧП в стране, доступ к информации для любого человека важен всегда. Мы, конечно, адаптировали контент, ориентируясь на новые, возросшие потребности казахстанцев в информации. В эфире появилось еще больше прямых эфиров: «Ашық алаң», «Ниет», «Таңшолпан», в том числе и с трансляцией брифингов государственных структур, было очень важно дать возможность зрителям получать информацию моментально. Любая актуальная информация о новом для всего мира вирусе, в том числе и от зарубежных медиков, переводилась на казахский язык, адаптировалась для социальных сетей. То есть мы подключали все платформы передачи информации, которые у нас есть. Мы усилили пропаганду личной гигиены, социальной дистанции, ношения масок, использования антисептиков, рассказывали о мерах предосторожности. Сняли больше 110 видеороликов на тему профилактики COVID-19. Внесли изменения в стандартную сетку вещания: уменьшили развлекательный контент в пользу информационного. Программа «Ашық алаң» полностью поменяла формат: каждый день в режиме live обсуждали все новости, так или иначе связанные с распространением вируса, подготовили цикл специальных проектов «Арнайы жоба», цикл передач на медицинскую тематику в формате skype-интервью. Запустили новую программу «Теледәрігер», его главными героями были практикующие врачи, которые в прямом эфире отвечали на вопросы телезрителей. Наш анализ показал, что эта программа была особенно актуальной для жителей отдаленных сельских местностей. Потому что врачи проводили консультации по профилактике и лечению вируса, рассказывали о жизни после выздоровления от новой болезни.

Казахстанцы, вынужденно запертые дома, стали уставать от новостей, связанных с вирусом. Чтобы не перегружать зрителя новостями, к сожалению, в тот период больше негативными, в эфиры каналов вернулся развлекательный, познавательный контент, начали показывать сериал «Чудо доктор», усиление сделали на отечественную телепродукцию, в том числе и производства «Казахфильма». Закупили лицензионные права на иностранные документальные фильмы, среди них были и на тематику коронавируса, его происхождения, возможностей борьбы с ним. Особый акцент мы делали на детский контент. Детям сложнее было оставаться дома, тем более во время летних каникул. У нас есть лицензионные права на мировые анимационные бестселлеры, мультфильмы перевели их на казахский язык и показывали на своем YouTube-канале. Практика показала, что если взрослым проще донести мысль о необходимости соблюдения карантинных мер, то детям объяснить, почему нельзя выходить на улицу или снимать маску в общественных местах, довольно сложно. Поэтому мы решили, что основные карантинные правила и манеру поведения будут разъяснять мультипликационные герои. Персонажи мультфильмов на канале «Balapan» надели маски, а в проекте «Сау болайық» мы говорили с детьми о сложных вещах простым языком.

В какой-то момент вся страна просто захлебнулась от фейков. Понятно, откуда они брались: мир впервые столкнулся с подобной ситуацией, у людей появилось множество вопросов, на которые, особенно первое время, медикам некогда было ответить. Недостаток достоверной и качественной информации спровоцировал рост информации выдуманной. Именно поэтому мы отдали значительную долю эфира тем специалистам, которым в Казахстане доверяют и верят: известным врачам, профессионалам своего дела. Мы подключили социальные сети, информацию доносили в максимально понятной форме и доступным языком.

Начиная с весны этого года, наблюдался рост аудитории информационных программ одновременно с падением телесмотрения сериалов и музыкальных программ. Обычно летом мы всегда фиксировали падение зрительского интереса у социально-политических программ, этот сезон стал исключением. Стандартного снижения не было. Аудитория была неизменной и весной, и летом, и осталась с нами и осенью. Зато немного потерял в цифрах в начале лета развлекательный контент, но осенью зрители этих программ вновь вернулись. Весной и летом активно смотрели анимационные проекты, это юные зрители канала «Balapan». Весной чуть меньше зрителей было у сериалов, но летом по просмотру вновь пошел рост. Осень вновь вернула на экраны канала «Balapan» телеуроки, ежедневно порядка трех миллионов школьников. Вещание идет по всей стране, где нет сигнала, помогают региональные филиалы телерадиокорпорации.

Во время карантинных ограничений мы запустили новый канал «Abai TV». И с его помощью тоже вносили лепту в разнообразие ежедневного телевизионного меню казахстанского зрителя. А уже к концу лета стали готовиться к новому осеннему сезону. Начиная с сентября, мы запустили ряд проектов собственного производства: «Қанатсыз құстар-2», появился музыкально-развлекательный проект «Егіз-Лебіз». Запустили программы «Әлем айнасы» (международный обзор), «Ғажайып өлке» (экологический), «Атамекен» (на тему экономики), «Қайсар жан» (социальный проект). В выходные дни эфир усилили новыми программами «Қымбат жандар», «Жарқын жүздесу», появилось новое интеллектуальное шоу «Жүзден жүйрік». До конца года и в новом году мы планируем показ мировых шедевров киноиндустрии, топовых документальных фильмом производства BBC.

Мы продолжаем жить в режиме готовности, отслеживаем прогнозы по распространению коронавируса. Алгоритм действий мы во время первой волны выработали. Но мы не изменили традициям, и осенью все равно стартовал новый сезон. Готовимся к новому году. Сейчас мы фокусируемся на развлекательно-познавательном контенте. Задача в целом неизменна: рост аудитории. При этом на первом месте – здоровье и безопасность сотрудников. До сих пор большая часть из них работает в удаленном режиме. Ведущие и герои программ в кадре носят маски, мы отказались от масштабных шоу, стали больше использовать возможности записи online.

Телевидение в очередной раз доказало свою состоятельность и необходимость как одно из основных средств трансляции информации населению страны. И это не просто субъективное мнение, это доказывают цифры. Свою главную задачу по информированию казахстанцев мы выполняем. У нас есть одно неоспоримое преимущество перед остальными источниками новостей: достоверность, возможность получать информацию из первых рук. Коронавирус, конечно, преподал нам уроки, самый основной из них: что мы можем работать в любых условиях, даже с ограниченным коллективом. Он сделал нас мобильнее и устойчивее.
Телерадиокорпорация «Қазақстан» является крупнейшей медиакомпанией в Казахстане, объединяет в своем составе национальный телеканал «Qazaqstan», телеканалы «Qazsport», «Balapan», «Abai tv», радиостанции «Qazaq radiosy», «Shalqar», «Aстана», «Classic», 14 региональных каналов. Телеканал «Qazaqstan» вещает в спутниковом (100-процентный охват территории), цифровом эфирном - 84%, аналоговом - 58%, кабельном телевещании.
Динара Бисембина, директор телеканала «Хабар»
Целевая аудитория телеканала «Хабар» – казахоязычный мужчина в возрасте до 40 лет. Мы были удивлены, когда узнали портрет своего зрителя. Это чиновники, менеджеры первого и среднего звена, ни для кого не секрет, что канал «Хабар» является рупором государственной информационной политики. В то же время наши спортивные программы – профессиональный бокс/ММА, аналитическая программа «7 күн», мировые художественные фильмы/мегахиты, а также часть сериалов, где главные герои - спортсмены, сформировали нашу целевую мужскую аудиторию. Пандемия не повлияла на портрет зрителя.

Функции СМИ – образовательная, развлекательная и информационная. Мы и следуем им, формируя сетку вещания. В период объявления ЧП и карантина мы понимали, что зрителю необходима объективная информация о новом вирусе, о его последствиях, о мерах, принимаемых в государстве, а также зрителю необходим полезный и интересный контент.

Когда в середине марта стали вводить ограничительные меры, мы закупили мегахиты от мировых кинопроизводителей Warner Bros., Paramaunt, такие сериалы как «Карантин», «Заражение», мультсериал «Шрек», документальные передачи от BBC. Мы понимали, что русскоязычный зритель уходит в кабельное ТВ, где множество российских каналов, а также на популярные платформы Netflix, Hulu и другие. И поэтому при выборе контента мы больше ориентировались на казахоязычного зрителя. Коллеги по цеху подтвердят, что в период самоизоляции мы наблюдали значительный рост телеаудитории. По данным Kantar TNS, если в апреле 2019 года охват аудитории телеканала «Хабар» составлял 48,09%, то в апреле 2020 - 51,15%. И такие цифры держались на протяжении всей весны. В период карантина нашу сетку вещания мы называли «золотой», по-другому и не могло быть, потому что зритель буквально «зависал» у «голубых экранов».

Недавно мы запустили в эфир второй сезон телесериала «Келінжан». Почти за месяц он набрал 26 млн просмотров в YouTube. Знаете, у Дудя в России примерно такие же показатели просмотров, а население там почти 150 млн человек. Это еще раз подтвердило наши предположения, что качественный контент на казахском языке очень востребован. И - да, мы планируем снимать третий сезон «Келінжан».

В период пандемии производство сериалов было осложнено из-за сложившейся ситуации, были изменены сроки по сдаче в эфир, но нам удалось не сорвать производство и сериалы с измененными графиками идут в эфире и радуют своего зрителя. В этом году было произведено 10 телесериалов, общее количество серий 150.

На время карантина мы отказались от производства собственных новостей, объединив новостные службы Хабара и Хабар24. Наших собственных новостей не было в эфире около 4 месяцев. Этот шаг дался нам нелегко, было много переживаний. Но как менеджеры мы понимали, что оказались в новой реальности, а, значит, и правила новые. И безопасность сотрудников гораздо важнее! В целях минимизации контактов мы пришли к решению, что будем ретранслировать на «Хабаре» новости телеканала «Хабар24».

Во время режима ЧП и карантинов мы научились снимать программы и вещать из дома. За это, конечно, большая благодарность всем 200 сотрудникам телеканала «Хабар», которые в один день взяли свои ноутбуки, загрузили необходимые программы и ушли на удаленку.

В первые недели карантина специально запустили новую программу «Вкусное утро», которую снимали в ресторане, с минимальным числом людей и в условиях полной санитарии, где шеф-повар показывал, что люди могут готовить дома из продуктов, которые есть в холодильнике. Наши зрители писали в комментариях в соцсетях, какие продукты у них есть, а повар на следующий день готовил из этих ингредиентов. Передачу снимали весь режим ЧП, закрыли в июле.

В программе были рубрики с психологом, который записывал на телефон свои советы, какие могут возникнуть конфликтные ситуации дома и как их решать, а наши операторы монтировали и выдавали в эфир, рубрика «Дочки-сыночки», где многодетные мамы и детский психолог записывали на телефон полезные советы, чем занять детей на карантине дома. Для программы «Держи форму» известные казахстанские спортсмены записывали спортивные упражнения, которые можно делать дома или на балконе. Рубрика «Пища для ума», где известные блогеры страны рекомендовали книги и фильмы для чтения и просмотра.

Хочу отметить, что все рубрики записывались на мобильный телефон, и уже полученное видео монтировалось нашими сотрудниками в целую программу.

Ведущие программы «7 күн» Александр Трухачев и Ринат Кертаев буквально вещали из дома.

Недавно запустили проект «Хабар 5.0», где показываем жизнь Агентства «Хабар» изнутри: приоткрываем завесу, как мы работаем.

За 5 месяцев пандемии мы сняли и смонтировали 300 роликов. В докарантинные времена, мы снимали около 10 роликов в месяц. И тематика у них была совершенно другая. Во время ЧП было снято более 10 клипов – с участием Димаша Кудайбергена, Майры Мухаммедқызы, с Ибрагимом Ескендиром был снят специальный клип на его песню «Біргеміз».

В 300 роликах приняли участие известные артисты, музыканты, актеры, спортсмены, писатели, т.е. с медийные и известные лица, которые у себя дома делали запись посылов и ключевых месседжей о том, что нужно беречь себя и близких от COVID-19, а наши сотрудники монтировали и выдавали их в эфир. У каждого из них своя аудитория, поклонники, а нам важно было донести их месседжи до населения. Знаете, эти ролики мы производили словно пули для войны. В обществе ведь не было понимания, что вирус опасен, пока мы лицом к лицу не столкнулись с огромным количеством летальных исходов от вируса.

К 75-летию Великой Победы мы запустили проект для эфира и социальных сетей «Ардагерлерге тағзым», где предложили нашим зрителям написать и отправить в редакцию истории о родственниках-участниках войны. В результате мы получили около 1000 историй, почти все они вошли в мультимедийную онлайн-энциклопедию, размещенную на сайте khabar.kz. На основе историй от зрителей были изготовлены графические ролики с рассказом от первого лица. Их можно было увидеть в эфире и в социальных сетях телесемейства «Хабар».

Пандемия проверила нас на умение приспосабливаться в новых условиях. Сегодня мы не делим зрителя в эфире и в социальных сетях, наш зритель тот, кто смотрит нас, и неважно, на какой площадке. Главное – это продукт телеканала. Ранее осень ассоциировалась с новым телесезоном, а сегодня мы уже планируем работу так, чтобы круглый год запускать новые проекты для нашего зрителя. Да, стереотипы, традиции меняются, а пандемия научила нас, что главное быть гибким и открытым, то есть «новая реальность – новые правила»
Телеканал «Хабар» создан в 1995 году. Среднесуточное вещание составляет 20 часов. Эфирная сетка вещания включает новости, информационные программы, социально-политическое ток-шоу, художественные, документальные фильмы и отечественные сериалы. Не менее 55% среднесуточного вещания осуществляется на государственном языке. Входит в телесемейство Агентства «Хабар».
Алена Горбачева, директор телеканала «Хабар 24»
Основная аудитория телеканала «Хабар24» - взрослое население, 50+. Преимущественно мужское, что в целом нетипично для рынка, где основной телеаудиторией принято считать всё-таки женскую. Во время режима ЧП наша аудитория была более разнообразной по возрасту. Видимо, новости в тот период, когда большинство сидели дома, были интересны всем. В обычное же время наш зритель – 50+. Канал вещает на двух языках, объёмы почти равные, вещание на казахском языке обычно составляет 51 – 53 % от общего объёма.

Что касается данных телесмотрения: мы пользуемся информацией Kantar TNS в части рейтингов и охвата аудитории. В целом в 2020 году наши цифры по телесмотрению держатся выше докарантинных. Мы наблюдали взрывной рост вплоть до середины мая, когда сняли режим ЧП. В марте-апреле канал занимал 7 место в общей линейке телеканалов, тогда как в прошлые годы не входил и в десятку. Среди нишевых телеканалов (узкоспециализированных, таких как Ел арна, Балапан, Atameken Bussiness, Gakku и др. прим.ред.) мы продолжаем удерживать первое место. С середины мая и до середины августа показатели телесмотрения почти сравнялись с прошлогодними, а с начала сентября мы вновь наблюдаем некоторый рост. Считаю большим успехом, что нам удалось сохранить часть аудитории, которую мы привлекли за время ЧП, и сейчас по данным Kantar TNS, по итогам сентября по охвату аудитории Хабар24 находится на 10 месте (33,91%) в линейке всех телеканалов.

Что важно, в построении нашей стратегии мы ориентируемся и на нашу интернет-аудиторию. Для анализа рейтинга и нашего восприятия в социальных сетях пользуемся данными Brand Analytics, оттуда черпаем информацию: что и как обсуждают, что о нас говорят, берем актуальные темы в работу. И в сетях мы тоже наблюдаем значительный рост интереса к продуктам канала за этот год. Так, с начала 2020 года рост показателей вовлеченности нашей интернет-аудитории составил +450 %.

В ЧП и карантин мы выдали на 800 часов больше прямого эфира, чем обычно. В условиях невероятного потока информации, которая во время ЧП и карантина шла отовсюду, порой вперемешку с фейками, мы понимали, что должны стать оперативнее, чтобы первыми давать зрителям достоверные данные. Прежний метод, когда журналист с места события возвращается на телеканал, монтирует и выдает новость в эфир, а за это время все информагентства и блогеры уже запостили и расшерили по всем соцсетям и мессенджерам эту же новость, уже не работал. Поэтому мы начали активно использовать специальное приложение LU SMART для мобильных телефонов, которое позволяет журналисту прямо с места событий выходить в прямой эфир. Такие прямые эфиры мы вели по миру и по всему Казахстану, с блокпостов, из больниц, аптек и c мест каких-то происшествий. Без оператора, режиссера, специального оборудования, только с наушником и мобильным телефоном в руках журналист подключался к аппаратной телеканала и выходил в прямой эфир. В период ЧП эту практику мы очень хорошо отточили и продолжаем активно использовать это приложение и сейчас, например, наши зарубежные собкоры каждый день выходят в прямой эфир из разных точек планеты. И если раньше выход в прямой эфир из-за рубежа был целым событием, требовал участия нескольких специалистов, особого оборудования, которое мы брали у зарубежных партнеров–информагентств, то сейчас все это делает один человек. Например, не так давно, когда в Москве в банке произошел захват заложников, наш корреспондент узнала об этом и через 15 минут была в прямом эфире на месте и выдала новость раньше, чем некоторые российские каналы. Мы оставили эту практику, поняли, что можем так работать, опережая сетевые ресурсы. Наш корреспондент становится универсальным, он один, по сути, заменяет целое информагентство.

Прямой эфир позволял нам бороться с фейками. Как только мы видели в соцсетях какую-то информационную волну, о том, что, скажем, происходит на блокпостах, мы ехали туда, выясняли, насколько достоверно то, что пишут, выходили в live, брали комментарии у ответственных лиц по теме. А еще вся эта «инфодемия» как её назвали, сподвигла нас на запуск 10-минутной программы Facts VS Fake, в которой мы в беседах с экспертами развеиваем мифы по самым актуальным темам, например, разработка вакцины против COVID-19, вышки 5G и прочее. Эта программа по-прежнему идет, так как темы для нее всегда есть.

Во время режима ЧП и карантина заметно выросло ночное смотрение. Мы заметили это по резкому росту просмотров новостей в 00.00, 01.00, в 06.00 и 07.00. Порой доля доходила до 100%, мы понимали, что в это время смотрят только нас. В июне-июле эта тенденция сохранялась, а уже в августе-сентябре доля ночных просмотров заметно упала.

Обратную связь получаем обычно через наши социальные сети, следим за комментариями во время прямой трансляции в Youtube, которая идет круглосуточно. Мы анализируем и изучаем то, что пишут нам и о нас, иногда даже находим среди комментаторов героев для наших сюжетов. И эта обратная связь часто формирует нашу повестку. На практике это значит, что наша продюсерская служба не ждет рассылки пресс-анонсов от государственных органов и разного рода организаций, а тщательно мониторит социальные сети и мессенджеры, выбирает резонансные темы, которые потом берет в разработку редакция. Мы чувствуем и видим рост интернет-аудитории за последний год, но объективные данные, какой это зритель, вывести без RDP-инструментов сложно.

Необходимо проводить замеры интернет-аудитории для большей объективности. Во время ЧП и карантина мы могли выложить 20-минутный выпуск новостей в Youtube, который через 10 часов набирал до 100 тысяч просмотров - как мы можем быть с такой статистикой на десятом или даже на седьмом месте?

Наша стратегия – активное развитие интернет-сегмента. Канал ставит задачу стать своего рода «телевизионными социальными сетями». Максимум лайва, короткие разнообразные форматы, которые удобно смотреть и в эфире, и в сетях. Кто-то скроллит ленту твиттера или фейсбук, а кто-то нажимает кнопку на пульте или значок LIVE в Youtube или на сайте «Хабар 24» и получает свою порцию новостей. В нашем случае еще с аналитикой и с живой картинкой с места событий здесь и сейчас. Развиваться в интернете дальше планируем в прежней жанровой теме – информационные, познавательные, аналитические проекты.
Телеканал «Хабар24» - первый в Казахстане круглосуточный цифровой информационный телеканал. Эфирная политика информационного канала сформирована по принципу «новости каждый час», а между ними эфирное время отводится тематическим программам. Входит в телесемейство Агентства «Хабар».
Екатерина Кочева, генеральный директор 31 телеканала
Целевая аудитория 31 канала в основном казахоязычная. Интуитивно мы понимаем, что у русскоязычной аудитории всегда, даже не в период пандемии, есть большой ассортимент каналов для выбора через кабельное ТВ. А хороший контент на казахском языке всегда в дефиците. Я адепт собственного производства, считаю, что с людьми надо говорить и рассказывать о них на их языке. И пандемия только подтвердила наши интуитивные соображения. Когда операторы кабельного ТВ открыли бесплатный доступ к некоторым каналам, увеличился бесплатный доступ в интернет, мы ясно поняли, что русскоязычная аудитория будет больше отвлекаться на Youtube, интернет-каналы и фильмы, а казахоязычная будет больше сосредоточена на ТВ, на контенте собственного производства. И в этот период сильно возросли просмотры новостных отечественных каналов - Хабар, Хабар24, 31 канала, так как мы традиционно показываем наши новости. Интерес к ним возрос, но не настолько, как мы ожидали. По данным Kantar TNS, а весь коммерческий рынок СМИ в Казахстане замеряется их метриками, по охвату аудитории мы постоянно занимаем 2-3 позиции в общей линейке телеканалов, но эти данные не совсем репрезентативны. Коронавирус показал, что источников информации очень много – интернет, соцсети, онлайн-журналы, блогеры и т.д., но Kantar TNS измеряет только телесмотрение, не охватывая интернет-аудитории. В то время как 70% контента в казахстанском Youtube генерируют телеканалы.

В период ЧП и карантинов зритель перестал интересоваться развлекательным контентом. У 31 канала очень большая база концертов, юмористических сериалов на двух языках, которые раньше хорошо смотрели. А в период ЧП и карантинов их смотрение упало. Если раньше мы ставили в эфир комедию и знали, что она будет хорошо востребована, то сейчас популярностью пользуются триллеры, фильмы-катастрофы. Летом, в самый разгар заболеваемости коронавирусом, мы начали транслировать детективные, криминальные сериалы, и интерес зрителей к ним был больше чем у развлекательных. Было такое впечатление, что всем стало тяжело. Повышенный интерес отмечался у трехчасовой передачи «Кел, татуласайық», она идет в прямом эфире, и в ней ведущие вместе с участниками, у которых есть социально-бытовые проблемы, зачастую тяжелые, стараются вместе найти решение. Здесь всегда много эмоций, слез. Видимо, сложные истории вызывали у зрителя эмоциональное облегчение, что не только ему сейчас тяжело. Мы следим за рейтингами телеканалов в России, там наблюдается такая же тенденция: каналы традиционно развлекательного характера в последнее время стали показывать более тяжелые жанры фильмов. Может быть, когда пандемия закончится, вместе с ней уйдет интерес к такого рода контенту.

Шутки и развлекательный контент на тему коронавируса не зашли в эфир. И это не только у нас – на ТВ в США, Франции, Турции, России, в интернете. Мы это поняли интуитивно, еще в самом начале разгара пандемии, и новости от других телеканалов это подтвердили.

Положительная тенденция - звезды шоу-бизнеса на карантине с удовольствием давали нам интервью. Мы создали специальную программу «Бәріміз үйдеміз», в которой казахстанские артисты из дома пели, танцевали, читали стихи. На российском ТВ такими звездами стали блогеры, но они заточены работать в интернете, а мы людей из офлайна загрузили в онлайн. Слегка размыли границы и приглашали в эфир экспертов из-за рубежа, вели разговор с казахскими диаспорами в США, Германии. Наши люди очень коммуникабельные, и за рубежом тоже. Получились очень душевные диалоги.

Оперативная обратная связь – в период карантина из 24 часов вещания 5,5 часов вещали в прямом эфире. Сейчас это время сократили до 4 часов. Обратную связь мы измеряли тремя способами. Первый – комментарии в соцсетях и звонки офлайн, когда просят поставить последнюю серию сериала или спрашивают, чем закончился сюжет новости. Был случай, который сравним с массовой атакой в социальных сетях, когда зрители просили поставить утренний сериал вечером. Мы поставили фильм вечером и опять получили шквал положительных отзывов в соцсетях. По количеству постов ждали положительной динамики в рейтингах ТВ Kantar TNS, но на их метриках это не отразилось. Второй способ - звонки и комментарии во время прямого эфира передач. На нашу трехчасовую программу на казахском языке «Кел, татуласайық» в среднем при активном просмотре поступает около 3000 звонков во время прямого эфира. Это за 3 часа. Как-то за 5 дней в эфир поступило 15 тысяч звонков. Люди хотят рассказать свою историю, дать совет. Вот вы говорите, что PR Drive стали активно читать пользователи из Кыргызстана, а нам на передачу стали активно звонить из этой страны. И третий способ замера обратной связи – число просмотров нашего Youtube-канала. Все, что идет в прямом эфире на телеканале, мы стримим в Youtube, и наблюдаем интересную конверсию: во время эфира, в онлайне, программа собирает около 3 тысяч человек, в офлайне - порядка 13 млн просмотров, а в новостях еще больше. Это самый действенный показатель для передачи в прямом эфире: когда мы видим, что в Youtube начинают отключаться зрители, сразу меняем тему разговора либо вызываем другого участника, либо уходим на рекламу.

Борьбой с фейками целенаправленно не занимались. В период пандемии в привязке к новостной передаче Информбюро снимали дополнительную передачу «Не істеу керек» - приглашали врачей, экспертов, обсуждали различные аспекты темы коронавируса, давали советы, приводили статистику. Особенностью передачи стал ее смешанный язык, когда ведущие попеременно говорили на двух языках. Я давно работаю на ТВ, и это, пожалуй, стало моим первым опытом, когда информационно-познавательная передача имела очень высокий рейтинг.

Правила съемок и подготовки телевизионного контента совершенно изменились. До пандемии существовали правила съемок передач, кадров, с определенным количеством света, в телестудии, причем новости – в одной, передачи – в другой телестудиях. А сейчас время показывает, что можно снимать итоговую программу новостей и вещать из дома ведущего. Рынок и ограниченность контактов диктует, что важен контент и людей мало волнует, какой задник в студии у ведущего. Это ведет к удешевлению производства.

Сейчас мало обращают внимание, но очень скоро мы окажемся в непростой ситуации с приобретением телесериалов. В Казахстане мало развивали производство собственных телесериалов, покупали в основном иностранного производства. Уже сегодня мы сталкиваемся с проблемой, что на рынке очень мало контента, который можно купить. Не снимают сериалы ни французы, ни турки, ни россияне. Наши партнеры вместо 15 сериалов сняли всего 1. Тогда как в год раньше мы закупали около 10 сериалов. Кроме того, контент, который сейчас снимается в Европе и США, посвящен их обострившимся проблемам – движениям #Metoo, #Blacklivesmatter. Для Казахстана такой контент вряд ли интересен.

Наша стратегия – развиваться мультиплатформенно. В Казахстане очень дешевый интернет, любой подключающийся к оператору мобильной связи получает бесплатный пакет услуг с доступом в Youtube, социальные сети. Поэтому люди уходят в интернет. Что сейчас необходимо, так это возможность получать агрегированные данные о просмотрах телеканала на всех площадках – от телесмотрения, ID TV, до операторов мобильных сетей - чтобы знать о количестве всех своих зрителей. Но это невозможно в отсутствие RPD панелей*. Метрики Kantar TNS охватывают 2000 домохозяйств, +/-750, а в интернете – сотни тысяч зрителей. Рынок созрел для получения такого продукта, RPD панель уже стала осознанной необходимостью. Если будем задействовать и ТВ, и интернет на единой мультиплатформе, то это будет новый прорыв.

Какова оценка нашей эффективности в период пандемии? Если судить на основе данных Kantar TNS, то не получилось воплотить все, что хотели. С другой стороны, если судить по реакции пользователей в соцсетях, узнаваемости наших ведущих и журналистов в отдаленных регионах, тысячных звонках во время прямых эфиров - то мы были в тренде.
31 канал – развлекательный канал Казахстана для всей семьи. Эфир 31 канала состоит из новостей, развлекательных программ, мелодраматических сериалов и ситкомов на русском и казахском языках, а также художественных фильмов крупнейших мировых студий: Paramount Pictures, Warner Brothers и The Walt Disney Company CIS.
Алия Рахимова
эксперт в области коммуникаций
Технология Return Path Data (RPD, данные канала обратной связи) позволяет собирать данные с телевизионных приставок (сеттопбоксов) цифрового телевидения и отправлять их для последующей обработки. Позволяет обрабатывать большой объем информации о телесмотрении на ТВ-приставках операторов платного ТВ.