25 августа 2020
«Золотой час» можно превратить в 15 минут, если хорошо подготовиться
В странах со сложившейся пиар отраслью научные исследования на эту тему являются важной и неотъемлемой частью развития индустрии. Многие исследования становятся хорошим практическим подспорьем для экспертов и служат основой для учебников и соновополагающих теорий в пиаре. В нашей стране тема исследований в области пиар, к сожалению, остается не раскрытой, несмотря на то, что эту дисциплину преподают в вузах больше 15 лет.

PR Drive считает важным предоставлять выпускникам вузов и магистрантам возможность поделиться результатами своих исследований. Сегодня результатами своей магистерской дипломной работы о кризисных коммуникациях делится PR специалист Мадина Какимжанова. Как часто государственные органы и бизнес сталкиваются с кризисными ситуациями? Какое время они считают оптимальным для реагирования? Сколько времени им требуется на согласование материалов? Нужны ли дополнительные тренинги?

На эти и другие вопросы в рамках исследования в феврале-марте 2020 года ответили 45 респондентов: 28 представителей пресс-служб государственных органов (ниже обозначены как пресс-секретари) и 17 PR специалистов различных негосударственных компаний. Большая часть респондентов работают в сфере коммуникаций от 3 до 7 лет. Исследование проводилось методом анонимного онлайн опроса.
От кризиса до кризиса

Государственные органы и корпоративный сектор сталкиваются с кризисами достаточно регулярно, но с разной периодичностью. Так, почти 41% пресс-секретарей госорганов вынуждены разрешать кризисные ситуации раз в месяц, а около 33% пресс-секретарей - раз в полгода. Каждый десятый пресс-секретарь и вовсе ответил, что кризисными коммуникациями в госорганах приходится заниматься каждую неделю.

У PR специалистов картина выглядит немного спокойнее. Около 41% пиарщиков ответили, что кризисные ситуации случаются раз в полгода, а 12% сказали, что раз в месяц.
Пресс-секретари



*остальные по 3,7%
PR специалисты



*остальные по 5,9%
«Золотой час» или 15 минут?

Почти 46% пресс-секретарей и около 53% PR специалистов указали лучшим временем реагирования первый час. Затем мнения пресс-секретарей разделились: 14% респондентов считает, что лучше всего реагировать на кризис в течение 15 минут, 21% предпочли бы отвести на реагирование полчаса. За полчаса проголосовали и 12% пиарщиков. При этом некоторые респонденты из обеих групп ответили, что время для первой реакции зависит от самой кризисной ситуации.
Пресс-секретари



*остальные по 3,6%
PR специалисты



*остальные по 5,9%
Согласования съедают время

Зачастую в период кризиса долгое согласование официальной информации «съедает» драгоценное время.

Так, почти 80% пресс-секретарей госорганов и подавляющее большинство пиарщиков ответили, что им приходится ждать согласования материалов с руководством. Лишь 14% представителей госорганов и 6% пиарщиков могут делать заявления, публиковать информацию или данные без согласования с руководством. Несколько человек признались, что им приходится физически обходить по несколько кабинетов, чтобы согласовать материалы (исследование проводилось до пандемии Covid-19).

Пресс-секретари
PR специалисты
При этом обе группы респондентов признают, что из-за долгого согласования с руководством может пострадать репутация организации. Однако большинство пресс-секретарей заявили, что подобные случаи происходят лишь иногда.
Пресс-секретари
PR специалисты разделились на две равные группы и сказали, что случаи, когда слишком долгое согласование грозит подорвать репутацию, происходят изредка или не происходят совсем. Тем не менее, один из респондентов написал, что однажды руководитель дал интервью СМИ самостоятельно, создав ситуацию, при которой могла пострадать репутация организации.
PR специалисты
Что делать?

Респонденты обеих групп считают, что во-первых, любой организации необходим план по кризисным коммуникациям. Также обе группы экспертов единодушны в том, что необходимо моделировать кризисные ситуации, проводить симуляции или тренинги, чтобы у сотрудников выработались определенные паттерны поведения во время кризисных ситуаций.

На время проведения опроса большинство пресс-секретарей и PR специалистов ответили, что ни симуляций, ни тренингов в их организациях не проводилось. Лишь несколько человек ответили, что у них проводятся симуляционные занятия на регулярной основе.
Пресс-секретари
PR специалисты
Результаты исследования говорят о том, что представители как государственных органов, так и корпоративного сектора сталкиваются с одинаковыми трудностями: отсутствием планов реагирования, тренингов и симуляторов, а также недостатком полномочий при том, что многим приходится справляться с кризисными ситуациями на регулярной основе.

Организации могут минимизировать репутационные риски, если предпримут определенные шаги:

- обеспечат планирование и системный подход в как в повседневной работе с общественностью, так и в период кризиса;

- смогут обучать сотрудников методам реагирования на регулярных тренингах;

- распишут процессы: что, когда, кому и где говорить, начиная от рядового сотрудника до первых лиц организации;

- заранее разработают и согласуют политику в отношении коммуникаций;

- проведут четкие границы и предоставят как пресс-секретарям, так и PR специалистам определенные полномочия в принятии решений.

Другими словами, грамотно выстроенные коммуникации и заранее проделанная «домашняя работа» могут помочь в преодолении кризисных ситуаций с наименьшими потерями и рисками.
Мадина Какимжанова
PR специалист,
магистр социальных наук в области связей с общественностью
От редакции: если вы готовы поделиться результатами своего исследования в области PR, напишите нам по адресу prdrive.kz@gmail.com