5 трендов в коммуникациях,
которые помогут преодолеть инфошум
Мы живем в самое информационно насыщенное время за всю историю человечества. Информационный поток, как и все живое, постоянно видоизменяется и приобретает новые формы. Мы стали особенно отчетливо это ощущать в условиях пандемии 2020. В этом материале мы рассмотрим тренды коммуникаций, которые помогают бизнесу развиваться, а пользователю - защищаться от избытка медиа контента.
1. ДОСТОВЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ. НОВАЯ ЖИЗНЬ ЛОНГРИДОВ

Общее увеличение объема распространяемой информации привело к миниатюризации сообщений. Практически все, что мы сейчас потребляем из медиа-пространства, считывается с экранов телефонов. В бешеном потоке информации в противовес массиву развлекательного контента растет потребность в достоверных источниках с долгой и трудоемкой работой журналиста. Если вы чувствуете глубокую погруженность автора в тему материала и детальную проработку предмета исследования, знайте, перед вами лонгрид.

Термин "лонгрид" (англ. "long read" дословно "долгое чтение") появился в медиа-пространстве в 2012 году, когда The New York Times опубликовал мультимедийный материал под названием "Snowfall: The Avalanche at Tunnel Creek" ("Снегопад: лавина в проходе Крик"). В материале был рассказ о горнолыжниках, которые отправились в поход в горы и стали свидетелями схода лавины и гибели нескольких человек. Лонгрид - это не просто длинный текст, а мультимедийная история, хорошо проработанная с журналистской точки зрения. Поэтому применительно к нему используется еще один термин "deep read" - вдумчивое чтение. Глубина и объективность материала не только образовывают читателя, наделяя его новыми знаниями, но и удовлетворяют потребность в полноте получаемой информации. В последнее время лонгриды стали глотком свежего воздуха в медиа пространстве, получили новую жизнь и набирают популярность. Без них точно не обойтись тем, у кого бизнес связан с недвижимостью, консалтингом, IT сферой, медициной и финансами. Ведь аналитику и серьезные данные просто не вместить в малый формат.
2. МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ

Продолжим говорить о мультимедийности, которая является чуть ли не главным трендом коммуникаций последние несколько лет. Насыщенность информационного потока диктует свои правила, и вот уже за внимание читателя и зрителя нужно бороться с удвоенной силой. Контент, который будет предоставлен, должен воздействовать на потребителя через всю палитру инструментов: графику, видео, аудио, текст, анимацию, спецэффекты и т.д. Обычные методы подачи информации уже просто-напросто никого не цепляют, кажутся скучными. Поэтому компании изобретают новые способы взаимодействия со своей аудиторией - через мессенджеры, рассылки и аудиосообщения.

Интересным кейсом адаптации контента и каналов коммуникации под требования времени, а также молодого поколения, является все более частый запрос на разработку инструкций для новичков в компаниях. Только эти новые инструкции уже не имеют ничего общего с бесконечными документами в Microsoft Word. Теперь это полноценные мультфильмы или комиксы, которые сопровождаются текстовыми выжимками для быстрого и привычного способа получения информации.
3. FOMO VS JOMO. ДИДЖИТАЛ ДЕТОКС

Представьте, что вы наконец решили устроить семейный пикник в выходной день или уединиться с книгой в любимом кресле. Как вдруг на экране телефона всплывает оповещение, что подруга проводит вечер в самом популярном ресторане города на презентации ювелирных украшений. Ваш вечер уже не кажется таким желанным и замечательным, каким казался раньше. Вас может охватить уныние и чувство неудовлетворенности. Знакомьтесь, это FOMO (английская аббревиатура fear of missing out). Распространенное явление, когда человека сковывает страх пропустить что-то интересное, не быть в курсе событий, упустить выгоду. Термин был введен доктором Эндрю Пшибильским из Эссекского университета в 2013 году. Свою научную работу он опубликовал в журнале Computer in Human Behavior, в которой изучил более 2000 британцев в возрасте от 18 до 65 лет и выяснил, что все так или иначе подвержены FOMO. Явление давно приобрело славу эпидемии 21-го века, которое приводит к ухудшению психического состояния и даже к депрессиям.

Поэтому противоядием от FOMO стало JOMO - joy of missing out. Радость что-то пропустить. Последователи JOMO рекомендуют время от времени отключать бесконечные уведомления на телефоне, перестать брать его в руки каждые 20 минут и побыть "здесь и сейчас", замедлиться. Интересно, что явление распространилось не только на информационные потоки, но и, к примеру, на дизайн интерьера и одежды. Предпочитая минимализм и спокойные натуральные цвета в повседневной жизни, вы автоматически становитесь адептом JOMO. Чтобы снизить информационный шум JOMO приветствует отрывать этикетки даже с купленных вами продуктов или предметов бытовой химии, которые будут храниться дома долгое время. Цель одна - уберечь из без того перегруженный мозг от ненужного потока информации.

А если совсем озадачиться "чисткой" не только от мусорной контента, но и любых входящих сообщений, то можно несколько дней попробовать диджитал детокс - полное отключение от социальных сетей и медиа. Это еще один из трендов последнего времени, который помогает пользователям социальных сетей окончательно не сойти с ума и стоит на страже эмоционального самочувствия. Попробовать диджитал детокс в период самоизоляции - отличная идея и полезный опыт.
4. БРЕНД-ЖУРНАЛИСТИКА

В 2004 году с легкой подачи Ларри Лайта, директора по маркетингу в Mcdonald`s, у маркетинга и журналистики рождается общее дитя - бренд-журналистика. Ее основа - создание информационного потока о бренде в социальных сетях с использованием журналистского подхода, за что бренд-журналистику называют "новой искренностью бренда". Этот инструмент коммуникации дополняет рекламную стратегию и хорошо работает там, где плохо работают традиционные каналы. Одним из успешных примеров использования бренд-журналистики является опыт сахаропроизводителей Imperial Sugar Company. У компании были проблемы с продвижением, пока директор по маркетингу не привлек в свою команду журналистов, которые создали информационный ресурс. Объективность материалов, искренняя подача и компетентность авторов привели к тому, что сайтом заинтересовались не только эксперты и другие игроки отрасли, но и аналитики розничных компаний. В результате продажи компании возросли, о ней заговорили. SMM-кампания #ребятамырядом от "Мегафона" - еще один неплохой пример эффективности бренд-журналистики. Во время чемпионата мира по хоккею команда журналистов и маркетологов создавала контент 24 часа в сутки, давая зрителю возможность увидеть весь процесс игры в режиме live. В итоге совокупный охват всех публикаций в социальных сетях за две недели составил более 70 миллионов просмотров.

5. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ В КОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ

Скорость информации задает темп и большим корпорациям. Если раньше основная часть сообщений в иерархичных структурах каскадировалась сверху, то сейчас компании постепенно приходят к принципу децентрализации. В книге "Морская звезда и паук. Неудержимая сила организаций без лидера" авторы рассказывают, что большая централизованная компания похожа на паука: у него голова, туловище и восемь ног. Все части обеспечивают жизнедеятельность организму. Если пауку отсечь голову, он умрет. Система таких компаний имеет пирамидальную структуру с управлением сверху. По-другому устроены организации, в которых нет штаб-квартиры, центрального офиса или CEO. Они похожи на морских звезд. Если морской звезде удалить конечность, то через какое - то время она вырастет снова, а удаленная часть трансформируется в новую автономную морскую звезду. Такие организации более гибкие, текучие и менее подвержены ударам. Даже если что-то случится с одной частью, другая все равно возродится. Управленцы и топ-менеджеры осознают мощь и потенциал открытых систем и стараются транслировать главные ценности компании так, чтобы они были близки каждому сотруднику. Информация по-прежнему спускается сверху, и задача CEO и менеджмента сделать так, чтобы она распределялась равномерно по всей системе. Так можно здорово избежать дискоммуникации, и каждый элемент системы - это автономная «заряженная» частица.
Айнура Умаева
Генеральный директор агентства коммуникаций «Тайный Советник»