Маркетинговые коммуникации для стартапов
Как начинающим предпринимателям продвигать свой бизнес, рассказывает Марат Раимханов, эксперт по PR и корпоративным коммуникациям.
Базовую модель коммуникаций разработал американский политолог и социолог Гарольд Лассуэлл. Основной принцип модели кратко звучит так: «Кто сообщает, что сообщает, кому, по каким каналам и с каким эффектом». Эту же модель можно использовать в маркетинговых коммуникациях для стартапов.

Первый вопрос для стартаперов: «Кто?» - Кто вы? Почему решили заниматься этим бизнесом? Дело можно начинать только с осознания своих собственных ценностей и их роли в бизнесе. Многие выдающиеся бизнесмены не просто хотели заработать, они пытались что-то изменить вокруг себя, поделиться с окружающими своими ценностями, сделать мир чуть лучше. Стартаперам важно продвигать свой личный бренд, свои ценности, заниматься бизнес-евангелизмом – проповедовать собственное дело. Ярчайший пример - Стив Джобс. Мы не представляем Apple без образа его основателя.
Вопрос «Что?» - Что мой бизнес даст другим? Какова потребительская ценность того, что я предлагаю? Это самое важное в маркетинге. Когда вы точно определитесь с тем, какие потребительские ценности есть у вашего товара или услуги, вам будет гораздо легче продвигать бизнес. Если ваш бизнес решает какие-то проблемы потребителя, есть большая вероятность, что он будет востребован.

На самом первом занятии курса по предпринимательству в бизнес-школе Роберта Смита (университет Мэриленда) нам всем раздали анкеты, где предлагалось сделать список всего, что нас раздражает, и параллельно подумать над тем, как эти проблемы решить. К примеру, меня лично сильно раздражает необходимость носить с собой несколько разных карт - банковских, бонусных и других. Было бы замечательно просто иметь все это в смартфоне.

В книгах по нейромаркетингу говорится о том, что человек совершает покупки на основе эмоций. Это тоже важно учитывать. Очень часто мы принимаем решения, совершаем покупки под влиянием эмоций, а не на основе холодного расчета и анализа. Поэтому важен не столько сам продукт или услуга, а то, что они дают потребителю. Если строительная компания продает дом, то сам по себе физический дом из кирпичей – это не главное. Главное - ощущение комфорта и безопасности, которые он дает.
Нужно помнить о том, что потребитель – это король. Вы должны подстраиваться под него, а не наоборот. Потребитель определяет, что ему комфортно, а что нет. Конкуренция растет большими темпами во всех сферах. Даже маленькие продуктовые магазинчики в полуподвальных помещениях соперничают друг с другом. Бизнес пойдет только тогда, когда потребитель будет чувствовать себя комфортно.

После того, как вы определили, что хотите дать потребителю, нужно продумать месседж. Как донести короткое, но насыщенное сообщение до потребителя. Почему ваш бизнес им выгоден? Почему они должны пользоваться вашими услугами? Месседж должен быть выражен одним коротким предложением.
Третий вопрос "Кому?". Это ваша целевая аудитория. Нужно знать о ней все - социально-демографические характеристики, методы принятий решений, ценности, страхи, проблемы и чаяния. Не зная, кому мы пытаемся продать свои продукты или услуги, мы разговариваем с пустотой.

Четвертый вопрос - каналы коммуникации. Как мне достучаться до моих клиентов? Для стартапа не нужно нанимать маркетинговое агентство или даже брать в штат профессионального маркетолога. Не сразу, по крайней мере. Лучше заниматься макретингом самому. К примеру, среди маркетологов есть мнение, что YouTube – канал коммуникации будущего. Практически все нынешние дети смотрят Youtube, то есть для них это самый первый бренд, вместе с которым они растут. Instagram и Facebook потихоньку теряют популярность. Можно заметить, что многие вайнеры уходят в Youtube. Это шикарный канал коммуникации, просто подумайте, как его применить. В самом Youtube есть множество видеоинструкций, как использовать этот канал для продвижения.
Сейчас вся аудитория также сидит в мессенджерах. Очень популярен WhatsApp, также набирает обороты Telegram. В Telegram есть полезная функция чат-ботов, которую можно применить в бизнесе. Можно открыть свой канал. Опять же, стоит пройти онлайн-курсы по мессенджер-маркетингу, чтобы разобраться в азах. Стоит ли платить блогерам за продвижение? Я думаю, что нет. Аудитория Facebook маленькая, и не факт, что ваша аудитория попадает в нее. Но если вы хотите продвигаться через блогеров, нужно нацелиться на микро-лидеров мнений в своей сфере, например, фэшн-блогеров или кулинарных блогеров.

Но самый первый основной канал коммуникации бизнеса – это вы сами. Важно продвигать свой личный бренд.

Вопрос "С каким эффектом?". Самый эффективный показатель маркетинговых коммуникаций – уровень продаж. А все остальное - это дополнительные параметры.
Марат Раимханов,
эксперт по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью.
Тезисы из выступления перед начинающими предпринимателями на конференции для женщин-предпринимателей Talks&workshops «Эффект бабочки» в рамках глобального Дня женского предпринимательства (WED — Women's Entrepreneurship Day).